Aug. 18th, 2002

piggymouse: (Default)

«Аристос», глава «Другие философии», параграф «Ламаизм».

39. Полулама – это, как правило, чувствительный человек, испытывающий разочарование и ужас от бесполезности и уродства окружающей жизни. Обычно его ламаистский монастырь – это искусство, которое он любит и уважает в типически нарциссистической и бесплодной манере. Форма ему доставляет больше удовольствия, чем содержание; стиль – больше, чем смысл; мода – больше, чем общественная значимость; утончённость – больше, чем сила. Зачастую он получает большее наслаждение от второстепенного, чем от основного и общепризнанного; это касается как видов искусства, так и отдельных произведений. Он становится знатоком, коллекционером и сверхчувствительным критиком: дегустатором, языком, нёбом, глазом или ухом; все остальные человеческие качества у него атрофируются и отмирают.

40. Спору нет, ламаизм… многое может рассказать нам о наслаждении объектами как таковыми; о красоте листка и о красоте листка, трепещущего на ветру. Но это совершенствование эстетического чувства и это прояснение внутренней метафоры в каждом из нас не может быть принято в качестве образа жизни. Оно может стать (и наверняка стало) составной частью хорошей жизни; но это не сама хорошая жизнь.

41. Ламаизм, или уход в самоуглублённость, или наслаждение собой, – это вечная философия; т.е. такая, против которой выстраивают все остальные философии (например, христианство). Чтобы сохранить психическое здоровье, мы должны питать своё «я» – это так же естественно, как пища, которую мы едим. Понятно, что подобная философия расцветает тогда, когда «я», или индивид, ощущает наибольшее поражение и наибольшую опасность… Под каким бы именем он ни скрывался – гедонизм, эпикуреизм или философия «битников», ламаизм – это прибежище побеждённых. Возможно, существуют миры и системы существования, в которых он выглядит логичным и здравым; но только не в таком мире, как наш, находящемся в вечном состоянии эволюционной войны.

piggymouse: (Default)

Фрагмент посвящается всем нам, а особенно отдельным товарищам, фантазировавшим на тему фильма по «62» со снятой крупным планом улиткой Освальдом.

«Аристос», глава «Значение искусства», параграф «Поэзия и человечество».

92. Но ещё более зловещим для поэзии является тот факт, что после Второй мировой войны во множестве начали появляться интеллектуалы нового типа. Они интересуются в основном искусством, кино, фотографией, модной одеждой, украшением интерьера и пр. Их мир ограничен цветом, формой, фактурой, узором, обрамлением и движением; собственно интеллектуальное (нравственное и общественно-политическое) значение событий и предметов интересует их в минимальной степени. Такие люди, на самом деле, не интеллектуалы, а визуалы.

93. Визуала всегда больше интересует стиль, нежели содержание, и для него важнее видеть, чем понимать. Визуал не чувствует восставшей толпы, которую расстреливает полиция; он видит только блестящую фотографию с места событий.

Profile

piggymouse: (Default)
piggymouse

April 2011

S M T W T F S
     1 2
34 56 789
10 1112 13141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 10:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios